Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ?
Евплова, Е.В. Экономическое образование: чему и как учить? [Текст] / Е.В.Евплова // Известия Южного Федерального университета. – 2013. – №4. – С.26–35

Аннотация: В статье рассмотрены приемы и методы обучения, позволяющие сделать экономическое образование эффективным и интересным для студентов: метод позиционирования; проектная деятельность; метод кейсов; выполнение заданий творческого характера; интеллектуальные разминки; блиц-игры и многое другое. Все представленные приемы и методы обучения будут рассмотрены на примере дисциплины «Прикладная экономика».

Ключевые слова: экономическое образование, интерес, приемы и методы обучения, студент.

 

Сакраментальный вопрос образования чему и как учить особенно актуален в современных условиях, если речь идет об экономическом образовании, поскольку экономическое образование – одно из важнейших условий успеха в современной жизни.

Ответить на обе части вопроса мы и попытаемся в настоящей статье, в которой будут представлены такие методы и приемы обучения, которые позволят сделать преподавание экономики не только интересным, но и эффективным: метод позиционирования; проектная деятельность; метод кейсов; выполнение заданий творческого характера; интеллектуальные разминки; блиц-игры и многое другое. Все представленные приемы и методы обучения будут рассмотрены на примере дисциплины «Прикладная экономика».

Цель дисциплины – формирование у студентов базовой системы знаний в области прикладной экономики, прочных знаний в области экономики предприятия, а также практического применения знаний, полученных в курсе общей экономической теории. Заметим, что представленные в настоящей статье методы и приемы обучения можно адаптировать под любую экономическую дисциплину.

Далее рассмотрим варианты применения активных и интерактивных методов обучения на конкретных примерах.

Начнем с одного из наиболее удачных вариантов проведения первого занятия. При первой встрече со студентами целесообразно в ходе беседы показать теоретическую и практическую значимость изучаемой дисциплины.

Частично ответить на вопрос «чему учить?» можно также на первом занятии, в конце которого, учитывая положения личностно ориентированного подхода при отборе содержания обучения, следует провести работу в микрогруппах (2–4 чел.). В течение 5–7 мин. студентам необходимо разработать перечень тем, вопросов, которые они хотели бы изучать в рамках экономической дисциплины.

На последующих занятиях разработанные студентами вопросы раскрываются преподавателем на лекциях и самими студентами в форме докладов на практических занятиях, а также в процессе совместной деятельности преподавателя и студентов в ходе использования активных и интерактивных методов обучения.

Таким образом, на первом занятии создается прочный фундамент для будущей совместной и эффективной деятельности.

Впоследствии интерес к изучаемой дисциплине во многом зависит от того, как начать занятие. Для того чтобы настроить студентов на активную и продуктивную деятельность, можно проводить так называемые интеллектуальные разминки.

Как показал практический опыт, весьма интересно проходит интеллектуальная разминка «Экономические подсчеты». Участникам необходимо подсчитать ответы на предложенные примеры без использования вычислительной техники. Выигрывает интеллектуальную разминку тот студент или команда, которые быстрее и качественнее справятся с заданием.

Примеры могут быть следующими:

25 х 202 =

200 х 380 =

12 х 301 =

700 х 610 =
   

23 х 40 =

125 х 22 =

467 х 57 =

200 х 380 =


Можно также провести игру «Терминологическая разминка». Команды по очереди произносят экономические термины, начинающиеся на последнюю букву предыдущего слова. Называются только существительные в единственном числе. Выигрывает игру команда, назвавшая наибольшее количество терминов.

Пример: АкциЯ – ЯрмаркА – АукциоН – НалоГ и т.д.

Можно также провести интеллектуальную разминку «Экономические ребусы». Участникам необходимо разгадать ребусы с зашифрованными экономическими терминами. Ребусы могут быть подготовлены преподавателем заранее или разработаны самими студентами для команд-конкурентов.

Поскольку в высших профессиональных учебных заведениях ведущими формами организации педагогического процесса являются лекции и практические (семинарские или лабораторные) занятия, то им, безусловно, стоит уделять достаточное внимание. Однако используя перечисленные формы взаимодействия в традиционном их понимании, невозможно сформировать интерес к изучению экономической дисциплины, в связи с этим в рамках проведения лекционных и практических занятий целесообразно использовать игровые технологии.

Так, изучая тему «Трудовые ресурсы и оплата труда» можно провести игру «Трудовые ресурсы государства». Из представленного перечня потенциальных трудовых ресурсов студентам нужно выбрать те, которые составляют трудовые ресурсы государства, и те, которые не могут входить в данный список.

Приведем примерный список потенциальных трудовых ресурсов: кондитер; водитель; пенсионер, подрабатывающий вахтером; артист; неработающий школьник; неработающая пенсионерка; работающий школьник; учитель; инвалид III группы, подрабатывающий кондуктором; мальчик 14 лет; мужчина 59 лет; профессор 80 лет; женщина 55 лет; новорожденный ребенок; мужчина 18 лет; студент, подрабатывающий в магазине; ученый в исследовательском институте; пенсионер 60 лет; мужчина 60 лет; инвалид I группы; девочка 14 лет и т.д.

После проведения игры делаются выводы по заданию: трудовые ресурсы характеризуются численностью трудоспособного населения. К трудовым ресурсам в России принято относить мужчин от 16 до 59 лет и женщин от 16 до 54 лет. Также в трудовые ресурсы страны могут включаться лица моложе или старше указанного возраста в том случае, если они заняты в народном хозяйстве (работающие пенсионеры, школьники и т.д.). Неработающие школьники, неработающие пенсионеры и неспособные заниматься трудовой деятельностью инвалиды не входят в состав трудовых ресурсов.

В рамках этой же темы, изучая такие понятия, как «реальная» и «номинальная заработная плата», можно провести игру «Перечень возможных покупок». Студентам объясняется, что реальная заработная плата показывает, какое количество предметов потребления и услуг работник может купить на свою заработную плату; номинальная заработная плата, в свою очередь, показывает сумму денежных средств, которую получает работник за свой труд в соответствии с его количеством и качеством. Далее студентам предлагается рассчитать реальную заработную плату, к примеру, предпринимателя, зарабатывающего 100000 руб. в месяц, экономиста, зарабатывающего 40000 руб., врача, зарабатывающего 15000 руб., и т.д.

Для выполнения задания студентам выдаются специально разработанные таблицы, в которых приводится перечень возможных покупок, например: хлеб, молоко, мясо, конфеты, зимняя обувь, одежда для дома, кино, театр, продукты бытовой химии, сотовый телефон, золотые украшения и многое другое. Напротив каждого наименования студент указывает количество возможных покупок.

Изучение экономических дисциплин требует от студентов запоминания большого количества новых для них терминов. Чтобы изучение порой сложных понятий проходило наиболее легко, можно организовать игру «Бартер». Для этого педагог готовит индивидуальные карточки, на каждой из которых перечислены изученные термины. Эти же термины представлены студентам в разрозненном виде. Например, получая карточку с четырнадцатью понятиями, студент получает и 14 мини-карточек с понятиями, которые могут совпадать или не совпадать с представленными в карточках терминами. Если совпадение обнаружено, то студент откладывает понятие в свой банк. Если попался термин, которого нет в карточке, то необходимо обменять его у своих коллег. При этом нельзя произносить название термина, можно лишь озвучить его определение. Тот студен, который первым соберет свою карточку, выходит из игры победителем.

Подобная игра способствует быстрому изучению большого количества экономических терминов, учит формулировать определения, тренирует память и многое другое.

Достаточно эффективным в процессе экономического образования является использование проектной деятельности, суть которой может заключаться в написании и защите бизнес-плана.

Для осуществления запланированной работы преподавателю необходимо разработать рабочую тетрадь «Бизнес-планирование», состоящую из следующих основных разделов:

1)  общая характеристика фирмы (резюме);

2)  характеристика товаров (услуг);

3)  рынки сбыта товаров (услуг);

4)  конкуренция на рынках сбыта товаров (услуг);

5)  план маркетинга;

6)  план производства;

7)  организационный план;

8)  финансовый план;

9)  риск в предпринимательской деятельности.

В рамках проектной деятельности в роли конкурирующих предприятий (фирм) могут выступать самостоятельно организованные группы студентов по 4–5 человек. Однако, несмотря на групповую работу над проектом, рабочую тетрадь необходимо заполнить каждому студенту самостоятельно.

После разработки проекта организуется его защита, в процессе которой студенты доказывают конкурентные преимущества своего бизнес-плана.

Оценивание проектов рекомендуется осуществлять с трех позиций: самооценка студентов, оценка одногруппников и оценка педагога, причем оценка педагога должна иметь больший вес при выведении общего балла.

Для удобства оценивания критерии могут быть сведены в индивидуальную карту рейтинговой оценки проектов, представленную в виде таблицы.

Индивидуальная карта рейтинговой оценки бизнес-проектов студентов:

Критерии оценки
Самооценка студентов
Оценка одногруп-пников
Оценка педагога
Средний балл
Актуальность, реальность и социальная значимость бизнес-идеи (максимум 5 баллов)
Точность экономических расчетов (максимум 10 баллов)
Изученность состояния дел на рынке (максимум 10 баллов)
Продуманность и грамотность предлагаемых решений (максимум 10 баллов)
Качество оформления проекта (максимум 5 баллов)
Качество доклада и презентации (максимум 5 баллов)
Ответы на вопросы преподавателя и студентов (максимум 5 баллов)

Для повышения эффективности работы на занятиях студентам необходимо предоставлять возможность для перерывов, которые можно проводить в форме командных или индивидуальных конкурсов.

Например, конкурс «Чувствительные люди». Приглашаются студенты, которым предлагается определить на ощупь банкноты/монеты разного достоинства. Студент, определивший наиболее быстро предложенную ему банкноту/монету, считается победителем.

Можно также проводить конкурс «Новая банкнота». Участникам команд нужно нарисовать новую банкноту для существующего или не существующего государства, после этого выполненная работа представляется всей группе.

К каждой теме занятия педагог может подготовить загадки.

Например:

Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким ... (доход)

 

В море коварном товаров и цен

Бизнес-корабль ведет ...   (бизнесмен)

Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в ...   (банке)

 

Чтобы дом купить я смог,

Взял кредит, внеся ... (залог)

 

В банке для всех вас висит прокламация:

«Деньги в кубышках съедает ...» (инфляция)
   

Я имею, я продам, унаследую, отдам.

Что же я имею, храню и так лелею? (собственность)

 

Эта беда почти как война,

Может быть скрытой, а может открытой (безработица)

 

Мебель купили, одежду, посуду.

Брали для этого в банке мы … (ссуду)

 

На рубль – копейки, на доллары – центы,

Бегут-набегают в банке ... (проценты)

 

Особенно важно при изучении экономических дисциплин проводить дебаты, т.к. в данном курсе много проблемных тем.

Например, в процессе изучения темы «Трудовые ресурсы и оплата труда» можно провести дебаты «За или против сдельной/повременной формы оплаты труда». Студентам необходимо разделиться на две группы – противники и защитники сдельной/повременной формы оплаты труда. В течение 5–7 мин. студенты обсуждают основные положения защищаемой позиции внутри своей микрогруппы, после чего начинаются дебаты.

Вышепредставленные методы и приемы, используемые в процессе изучения экономической дисциплины, безусловно, являются весьма эффективными, однако их применение требует больших временных затрат как в процессе подготовки к занятию, так и на самом занятии.

Для эффективного решения представленной проблемы мы предлагаем проводить блиц-игры – кратковременные игровые взаимодействия в процессе обучения, направленные на проверку или закрепление знаний. Так, для повторения изученного ранее материала по теме «Организационно-правовые формы предприятий» можно провести блиц-игру «Вставьте слово».

Командам выдаются карточки с текстом, в которых необходимо вставить пропущенные ключевые слова.

Приведем примеры возможных суждений:

1.Предприятие – это самостоятельная …, осуществляющая свою деятельность … и подчиняющаяся … (хозяйственная единица, на территории какого-либо государства, законам данного государства). 

2.Некоммерческое предприятие – предприятие, не имеющее своей целью … и не распределяющее полученную … между … (получение прибыли, прибыль, участниками).

3.Общество с дополнительной ответственностью – общество, участники которого несут ответственность по обязательствам общества своим … в размере, … стоимости их вкладов (имуществом, кратном).

4.Общество с ограниченной ответственностью – учрежденное одним или несколькими лицами, общество, …, которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров (уставный капитал).

5.Полное товарищество – товарищество, участники которого занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам … (всем принадлежащим им имуществом).

6.Акционерное общество – общество, … которого разделен на определенное число … (уставный капитал, акций).

7.Производственные кооперативы – добровольное объединение граждан для совместной … деятельности, основанное на личном … членов кооператива и объединении их имущественных паевых взносов (производственной или хозяйственной, трудовом участии).

8.Унитарное предприятие – … и … предприятия (государственные и муниципальные).

В рамках темы «Основные средства», изучая физический и моральный износ основных средств, можно провести блиц-игру «Хорошо и плохо». Студенты поочередно заканчивают фразу: «Физический износ основных средств – это хорошо, т.к. …; … – это плохо, т.к. …», «Моральный износ основных средств – это хорошо, т.к. …; … – это плохо, т.к. …».

Для повторения и закрепления материала по нескольким темам можно провести блиц-игру «Цепочка слов».

Студентам необходимо объединить общим словом или словосочетанием перечисленные педагогом экономические термины.

Приведем примеры возможных цепочек слов:

1)         малое – среднее – крупное (размер предприятия);

2)         сдельная – повременная (заработная плата);

3)         высшего звена – среднего звена – низового звена (руководитель);

4)         бонусная – льготная – товарообменная – сезонная (скидка);

5)         основные – оборотные (средства);

6)         закрытое – открытое (акционерное общество);

7)         полное – на вере (товарищество);

8)         коммерческое – некоммерческое (предприятие);

9)         с ограниченной ответственностью – с дополнительной отвественностью (общество);

10)     государственная – договорная – закупочная – оптовая – регулируемая – розничная – свободная – фиксированная (цена);

11)        внешний – внутренний – государственный (долг).

Можно также провести блиц-игру «Вопрос-ответ», в процессе которой участникам задается вопрос, на который им необходимо быстро и верно ответить.

Вопросы могут быть следующими:

1.      Слово в переводе с греческого означает «закон дома», понимается как управление хозяйством (экономика).

2.      Приведите фольклорный пример неудачного бартера (шило на мыло).

3.      Как называется выпуск денег в обращение? (эмиссия).

4.      За что, по уверению пословицы, денег не берут? (за спрос).

5.      Что делает с рублем копейка? (бережет).

6.      Как называется непрерывное движение денег в ходе их использования? (обращение).

7.      Не только положительное качество человека, но и стоимость, ценность денежного знака (достоинство).

8.      Что рождает спрос? (предложение).

9.      Что дешевеет во время инфляции? (деньги).

10.  В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама? (двигатель).

11.  От какого слово произошло слово рубль? (рубить).

После каждого раздела/модуля изучаемой дисциплины можно проводить экономическую викторину или экономический брейн-ринг. Подобные формы проведения занятия способствуют эффективной проверке и закреплению знаний.

Разрабатывая викторину или брейн-ринг, можно использовать все те же вопросы и задания, представленные в данной статье.

В заключение хочется процитировать своих студентов: «Если бы я знал, что экономика может быть такой интересной, то пошел бы учиться на экономиста». Пусть же каждый педагог услышит подобные слова от своих обучающихся!
Категория: Мои статьи | Добавил: КАТЕЧКА (04.01.2014) E
Просмотров: 567 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: